Как достичь баланса в жизни каждому из 16 типов личности?

Из-за разницы восприятия мира у 16 типов общие рекомендации о достижении внутренней гармонии не работают. В статье Вы узнаете о возрастной динамике развития психики и о том, как найти свою точку эмоционального равновесия.
16 типов личности по-разному фильтруют информацию о мире вокруг, которую получают через обучение, деятельность и общение с окружающими. Каждый вид информации запускает эмоциональный отклик внутри, поэтому какие-то виды задач в жизни становятся более приятными и предпочтительными, а какие-то менее. Кому-то приятнее консультировать людей в магазине штор, а кому-то писать инструкции для пользователей компьютерных программ.
Психика как пирог имеет 4 слоя: ИД, СУПЕРИД, СУПЕРЭГО и ЭГО. Каждый слой наполняется жизненным опытом в свое время и помогает человеку решать задачи именно этого возраста, так как дает нужно эмоциональное состояние.

Для понимания своей точки эмоционального равновесия нужно разобраться с 3 вопросами:

1. Как развивается психика по возрастам у всех людей?
2. Признаки, что вы застряли на каком-то этапе психического развития?
3. Как сбалансировать информационную нагрузку людям Вашего психотипа?

Начинается развитие психики с подсознания - слой ИД и СУПЕРИД.
Модель А
Психология выживания у взрослого
Задачи ИД - самозащита от стрессовых ситуаций
ИД у каждого из 16 типов – это 2 типа информации, в которых мы остро нуждаемся в детстве до 3.5 – 5 лет, чтобы чувствовать себя в безопасности. Без них у ребенка есть чувство тревоги, брошенности, незащищенности. Если в детстве взрослые делают все, чтобы потребности ИД в психотипе ребенка были закрыты через понимание этих «закидонов», то постепенно развитие идет к следующему витку - СУПЕРИД.
Во взрослом возрасте человеку не стоит постоянно работать с задачами ИД. Они связаны с программой «обслуживания» себя и с напористой самозащитой, поэтому никакого удовлетворения выполнение этих задач не принесет. У взрослого со временем будет ощущение, что он борется, преодолевает себя и живет как в клетке.
В результате быстро наступит эмоциональное выгорание и опустошение, как если бы человеку долгое время приходилось жить под страхом голодной смерти. Наступит безразличие и автоматизм в проявлении эмоций как приятная приветственная улыбка продавца в магазине.
Если взрослый человек находится в состоянии нужды в деньгах, то он готов хвататься и делать от безысходности те виды задач, которые связаны с его ИД в психотипе. Помните, что этот слой психики отвечает за ощущения безопасности, в том числе финансовой. Например, человек психотипа Жуков в моменты безденежья готов пойти на сенсорную работу «ради денег»: нянечкой к ребенку, домработницей, быстро обучится на мастера по маникюру, фитнес-тренера, продавца товаров для дома или продуктов питания, повара, строителя, ремонтника. Человек психотипа Гюго пойдет искать работу в качестве преподавателя, тренера, продавца, воспитателя, аниматора по этике отношений в ИД.

ПРИМЕР 1.
У детей с типом Жуков (СЛЭ) в этом слое находится сенсорика ощущений, поэтому они становятся особенно капризными, когда голодны, привередливыми в еде, склонными манипулировать вниманием взрослых через симуляцию болезни. Они любят помогать по дому: с охотой участвуют в приготовлении еды, чистят обувь и любят купаться, баню, прочие радости для тела. Если ребенка Жукова научили быть ласковым, развили эстетический вкус через рукоделие, укрепили тело через закаливание, баню, щадящую гимнастику, научили выбирать и питаться здоровой едой, то далее, когда ребенок вырастет вопросов с дисциплиной в приеме пищи, гигиене, уборке комнаты не будет (потребности сенсорики ощущений будут закрыты). Потом взрослый может усилием воли пересматривать усвоенные в этом возрасте установки, привычки.
Взрослый человек типа Жуков может работать в качестве мастера по маникюру (ИД). Он делает это как профессионал, ведь в ИД входят сильные каналы восприятия. Только его коллеги видят, что за этим стоит: он жалуется на чувство безысходности, проходящей мимо жизни. Работа в узком коллективе салона приодят Жукова к мыслям о том, что он занят «обслуживанием» других, что он живет на уровне ниже плинтуса и что он недостойный человек. Затем может наступить полное равнодушие к клиентам, в крайних случаях будет хамство, мат, частые возмущения о несправедливости жизни.


Психотип Жуков (СЛЭ)
Психотип Жуков (СЛЭ)
Сенсорика ощущений и деловая логика
Вот 5 признаков, что человека застрял на развитии слоя выживания СУПЕРИД:
1. Ощущение жизни в режиме выживания и обслуживания других.
2. Зависть, необоснованная агрессия в отношении тех, у кого эти потребности закрыты.
3. Постоянная жалость к себе.
4. Экономное проявление эмоций: во время работы как бездушный автомат, безразличный к подопечным, отстраненный и замкнутый на себе («плевал я на вас», «почему я должен за всех волноваться»).
5. Утомляемость, измученность, раздражительность.
ПРИМЕР 2.
У типа Гюго в ИД находится этика отношений. В раннем детстве это дети хмурые и недоверчивые к посторонним, долго привыкающие к новым людям. Они очень ревнуют и обижаются, если другие дети получают поощрение, а они нет. При этом они защищают слабых и берут их под свою опеку, делясь игрушками только с ними. Если ребенок-Гюго получил позитивное подкрепление, что людям можно доверять и при этом следует уметь постоять за себя, защищать свои интересы, то Гюго вырастет уверенным в себе и выберет помогающую профессию. Если ребенок-Гюго получит пример от родителей, что в отношениях нужно настаивать на своем и, если требования не выполняются, резко обрывать связи, то вероятно будучи взрослым будет искать помощи у психологов, чтобы прийти к семейному счастью.
Психотип Гюго (ЭСЭ)
Психотип Гюго (ЭСЭ)
Этика отношений и волевая сенсорика в ИД
Психология паразита у взрослого
Задачи СУПЕРИД - обучение через интерес
С возраста 5-7 до 14 лет начинает активно наполняться жизненным опытом слой СУПЕРИД. В соционике его называют «детским блоком», поскольку он связан с приятным регистром эмоций: неосознанное любопытство, интерес к новому, энтузиазм, восторг, воодушевление. Когда ребенок наполняет этот слой психики жизненным опытом в основном через игры и обучение в школе (появляются любимые предметы, преподаватели, увлечения), то он не боится делать ошибки.
В этот момент он понимает, что успех лежит в количестве попыток, а также важно следовать инструкциям и повторять за тем, у кого хорошо получается. Если его хвалят за попытки, а не за результат, то это хороший вклад в здоровую самооценку и интерес к учебе вообще.
Взрослые не должны обременять эти интересы требованиями результатов, какой-то отдачи. Не стоит считать эти увлечения пустой тратой времени, потому что СУПЕРИД связан с чистым знанием без какой-либо коммерческой или волевой подоплеки. Здесь есть принцип «минимум забот и максимум развлечений», ведь дети уверены, что обо всем другом позаботится взрослый.
Если работа взрослого человека связана только с СУПЕРИД его психотипа, то он обычно относится к ней как к развлечению или как к временной подработке. В отношении задач своего СУПЕРИД человек ставит «нравится» и «хочу» выше, чем «должен», «надо», «обязан». Этот слой психики не предполагает большого чувства ответственности за результат деятельности. Человек может уделять много времени этим задачам, но быть абсолютно беззаботным в том, как на этом зарабатывать. Получается – хорошо, не получается – ничего страшного. Когда в СУПЕРИД находится деловая логика (Гексли, Наполеон), то к заработку, обращению с деньгами человек может относиться достаточно легко, иногда легкомысленно. Детская позиция проявляется в том, что если по аспектам СУПЕРИД на человека давят, заставляют брать ответственность, то он бунтует, «пакостит», либо наоборот берет на себя непосильную ношу за других людей. У более осознанных людей приступы впадения в детство случаются время от времени по мелочам, когда хочется просто жить в удовольствие. У менее осознанных обычно появляется склонность паразитировать на чьих-то ресурсах и прожигать жизнь.

ПРИМЕР 3.
Например, ребенок с психотипом Гексли в этом возрасте проявляет интерес к различным техникам, методикам выполнения работ руками, голосом, поэтому может сам записать себя на кружок для моделей, в музыкальную школу, в хор, в массовку на съемки фильма, в подмастерье к кому-то из родственников помогать в семейном бизнесе. В этом возрасте дети-Гексли очень предприимчивые, хорошо видят свою выгоду и поступают с хитрецой, обмениваясь вещами с другими. Если заложить у них в этом возрасте основы финансовой грамотности, научить вести счет деньгам и обращаться с ними рационально, то можно избежать проблем с транжирством в будущем.
Ребенка психотипа Гамлет занимают в этом возрасте совершенно другие вещи. В СУПЕРИД у него структурная логика и волевая сенсорика. Его могут увлечь конструирование, спорт на выносливость, стрельба, фехтование, экстремальные виды спорта, а также языки и другие системные науки: информатика, математика, физика, география, экономика. Он может решить поехать на раскопки в места проведения боев ВОВ или начать коллекционировать модели подводных лодок, разные виды вооружения.


Психотип Гексли (ИЭЭ)
Психотип Гексли (ИЭЭ)
Сенсорика ощущений и деловая логика
Вот 3 признака, что взрослый застрял в "детском блоке":
1. Работа там, где интересно и отношение к жизни как к игре в сочетании с позицией «я никому ничего не должен».
2. Обида на попытки призвать к ответственности и чувство вины за ошибки легко перекладывается на других.
3. Готовность пользоваться ресурсами и помощью других, а если их нет, то слишком высокая неоправданная нагрузка на себя по задачам СУПЕРИД.
ПРИМЕР 4.
Человек с психотипом Дюма в СУПЕРИД может бросить школу, уйти из дома и искать приключения с компанией таких же друзей, скитаясь от одной подработки к другой. Человек психотипа Джек Лондон с волевой сенсорикой в СУПЕРИД может в 16-18 лет решить поехать на заработки в другой город, устроиться работать по ночам в бар официантом, периодически оказываясь в шальных компаниях и опасных ситуациях для жизни. А будучи взрослым, испытывать трудности с тем, чтобы защищать свои интересы, границы от людей, откровенно его использующих в личных отношениях или бизнесе. Они могут содержать своих партнеров и выплачивать кредиты, помогая по-дружески (в СУПЕРИД этика отношений и волевая сенсорика).

Психотип Дюма (СЭИ)
Психотип Дюма (СЭИ)
интуиция возможностей и структурная логика
Психология достигатора и должника
Задачи СУПЕРЭГО - реализация себя как члена общества из чувства долга
В возрасте 14-21 года обычно взрослые делают усиленные попытки привить подростку чувство ответственности и дисциплину в выполнении своих обязанностей (уроки, уборка, заработки). В этот период действительно наполняется жизненным опытом слой СУПЕРЭГО. Человек внутри себя считает, что должен заслужить похвалу, состояться именно в решении этих 2 видов задач. В отличие от предыдущего этапа, слой СУПЕРЭГО связан с рядом очень болезненных эмоций, которые тщательно скрываются от окружающих. Среди них: страх оценки значимых людей, страх быть отвергнутым в случае ошибки.
Например, человек типа Гексли (структурная логика в СУПЕРЭГО) может выбрать инженерную специальность, бухучет, службу в органах в качестве профессии. Человек психотипа Гамлет твердо решит стать хирургом и поступит в медицинский (сенсорика ощущений в СУПЕРЭГО). У психотипа Жуков (этика отношений в СУПЕРЭГО) может возникнуть желание окончить педагогические или психологические специальности. Человек психотипа Дюма (деловая логика в СУПЕРЭГО) обучается на экономиста-аналитика. В голове каждого из перечисленных выше людей будет идеальный образ себя в погонах, в белом халате, в кресле психолога или главы экономического отдела, к чему человек будет стремиться, преодолевая все трудности.
До определенного переломного момента мы все склонны считать, что в жизни верна формула успеха «ты силен в том, где ты преодолевал и усиленно тренировал себя». Человек в период наполнения СУПЕРЭГО хочет служить обществу, быть полезным другим вопреки своим слабостям. Почему? Потому что он хочет получить одобрение и признание своих стараний. При этом человек тратит очень много усилий на поддержание своей компетенции в этих областях. Ближе к 30 годам к нему начнут из разных источников приходить сигналы о том, что вузовская специальность и призвание – это не одно и тоже. С этого момента начнется перерождение личности (СУПЕРЭГО) в человека (ЭГО).
Бывает, что человек сам себя настолько убеждает в силе наработанных пОтом и кровью навыков, качеств, опыта, что задерживается на этапе «прокачки» жизненным опытом СУПЕРЭГО до следующего жизненного кризиса. Он хочет взять от этого все: заработать материальный ресурс и опыт. Работая по 2 видам задач СУПЕРЭГО, человек никогда не сможет комфортно распределить силы между работой, семьей, саморазвитием и достичь эмоционального баланса, поскольку это очень энергозатратные области жизни для психики, выжимающие её как лимон.
Если ты можешь не писать - не пиши.
Если ты можешь не петь - не пой.
Если ты можешь не бегать - не бегай.
Но если ты не можешь без этого жить, то в этом и состоит твое призвание.
Как найти эмоциональное равновесие?
Секрет эмоционального баланса в жизни заключен в том, чтобы позволить психике получать 2 самых приятных типа информации через профессию, хобби и общение с дополняющим окружением. Без этого человек не почувствует себя свободным, удовлетворенным, живущим со смыслом и обретет чувство опоры, благодаря которому легче признать уязвимость в каких-то областях и позволить другим оказывать помощь.
Слой ЭГО в психотипе указывает на те сильные качества человека, от которых он долгое время отнекивается и считает данностью «как у всех», «ничего особенно». Отличие ЭГО от других слоев в том, что в этих областях жизни человек естественным образом хочет отдавать и вкладывать больше, чем брать у других. Получая качественную информацию по ЭГО, человек всегда наполняется большим количеством жизненных сил, а значит может расходовать этот резервуар на другие менее приятные задачи. Это происходит так же само собой, как рыба, выброшенная на берег, двигается к воде.
Точка баланса у каждого психотипа своя, но отправным пунктом при достижении эмоционального равновесия следует делать ежедневное наполнение 2 каналов восприятия ЭГО.
В онлайн-курсе «Время понять себя» подробно рассмотрены все 16 вариантов достижения баланса в жизни через ЭГО. Я привожу примеры успешных людей, которые реализовались в соответствие с психотипом в творческой и деловой жизни.

ПРИМЕР 5.
Человек психотипа Штирлиц до 30 лет успешно работал в крупной компании в качестве руководителя команды аудиторов. Он проходил все международные сертификации, был признан другими, но не удовлетворен. Данная работа подразумевала большой объем аналитической работы (структурная логика в ИД), сдачи отчетов к строгим дедлайнам (интуиция времени в СУПЕРЭГО), а также руководство людьми и контроль выполнения ими работы (волевая сенсорика в ИД, деловая логика в ЭГО). В данном примере большая нагрузка оказывалась на стрессовый слой психики ИД и СУПЕЭГО, поэтому при контакте с этими видами информации человек чувствовал себя утомленным и не способным уделять должное внимание здоровью, семье, любимым занятиям (йога, написание стихов, путешествия, воспитание ребенка).
Завершив профессиональный путь аудитора, человек решил перейти на реализацию себя в качестве инструктора по йоге и технологиям оздоровительного питания, дыхания. Это соответствует в психотипе Штирлиц слою ЭГО, поэтому является отправной точкой достижения баланса в эмоциональной жизни и в распределении сил на другие важные направления.


Психотип Штирлиц (ЛСЭ)
Психотип Штирлиц (ЛСЭ)
Деловая логика и сенсорика ощущений